Какая главная задача любой компании, любого бизнеса и предпринимателя? В большинстве случаев основная цель – получение максимальной прибыли. Достичь этого можно несколькими путями, составляющая успеха связана со многими критериями и зависит от вида деятельности, рынка конкурентов и других факторов. Если мы взглянем на упрощенную формулу расчета чистой прибыли, то увидим, что есть всего две составляющие: выручка и расходы. Мы не станем углубляться в экономические термины и рассказывать о разных видах расходов, их классификации с точки зрения экономики и другие сложные, специфические вопросы. Мы затронули эту темы лишь с одной единственной целью: показать, что максимизировать прибыль можно за счет снижения расходов. Одной из существенных составляющих являются налоги, поэтому оптимизация налогов позволяет вывести бизнеса на новый уровень.

Налоговая оптимизация: основные способы сэкономить на налогах в РБ

В Республике Беларусь действует одна из самых сложных систем налогообложения. С одной стороны это доставляет много хлопот владельцам бизнеса и бухгалтерам, т.к. найти однозначные ответы на вопросы практически невозможно. Формулировки в законодательстве иногда можно понимать двояко, но штрафные санкции будут устанавливаться независимо от понимания вопросов, поэтому важно получить консультацию у специалистов. Наши специалисты не только дадут разъяснения по поводу спорных вопросов, но и помогут принять ключевые решения по ведению бухгалтерии.

Прежде чем поговорить о главном вопросе, дадим еще одно разъяснение. В мире принято выделять три основные схемы оптимизации в плане налогообложения: белая, серая и черная. Серая схема требует глубокого понимания всех процессов, идеального знания законодательства, понимания всех процессов. В любой государственной системе существует неточности и недоработки, устранить которые просто не представляется возможным, поэтому вполне законно можно сэкономить дополнительные средства. Черные схемы совершенно нелегальны. Это уже не оптимизация налогообложения, а система ухода от налогов.

В качестве примера можно привести действия владельца ООО, который не имеет возможности вывести деньги с расчетного счета. Единственный выход – выплата дивидендов, которые облагаются налогом. Вместо этого регистрируются фирмы однодневки или ИП, которые заключают договоры с ООО на оказания каких-то услуг. Такие сделки незаконные и фиктивные, в случае обнаружения таких схем контролирующими органами, вся выручка может быть признана недействительной, либо все равно нужно будет уплатить налог, плюс пеню, плюс штраф за несвоевременную подачу декларации. Мы же будем рассматривать только белые способы, т.к. при глубоком понимании процессов можно вполне успешно влиять на многие процессы. Приведем некоторые основные моменты:

  • Налоговая оптимизация начинается на этапе регистрации фирмы и выбор подходящей системы налогообложения.

    Здесь вместе с бухгалтером нужно рассчитать лучшие варианты, выбрать общую или упрощенную системы налогообложения. Важно продумать развитие компании, т.к. часто осуществлять переход с общей на упрощенную систему или в обратном порядке, недопустимо. На старте существования для фирмы может быть выгодной УСН, когда нет больших расходов и уменьшить налоговую базу невозможно. Но по прошествии времени, могут появляться новые направления деятельности, когда уже уплачивать налог по УСН невыгодно. В качестве примера можно привести туристическую фирмы и туристического оператора. В первом случае компания просто продает уже готовые туры, принимать в качестве расходов к вычету нечего. Если же дела идут хорошо, то можно попробовать создавать свои собственные туры, в таком случае большие затраты будут связаны с арендой транспортного средства и жилья.

  • Добросовестность контрагентов.

    С точки зрения законодательства Вы обязаны проверять надежность партнера до подписания договора. Если проводить сделку по общей системе налогообложения и принимать расходы к вычету для уменьшения базы, то законность сделки зависит от правовых действий двух сторон. Даже, если сама сделка является совершенно законной и были соблюдены все требования закона, но в итоге контрагент был признан недобросовестным, то у контролирующих органов могут появиться вопросы. Расходы, принятые для уменьшения базы, будут признаны недействительными, и компания столкнется с необходимостью выплачивать налог, пеню и штраф.

  • Соблюдайте правила оформления документов.

    Внимательно изучите требования законодательства в этой области, учитывайте обязательные пункты, особое внимание обращайте на заполнения реквизитов. Договор должен быть подписан только уполномоченным лицом. Иногда совершаются небольшие сделки и руководители подходят к оформлению важного документа без должного внимания. При проверке это может привести к признанию сделки недействительной. Это повлечет за собой целую череду новых проблем, штрафов, пени.

  • Требования к первичным документам.

    Первичная документация очень важна, поэтому нужно обеспечить хранение всех документов в течение указанного периода времени. Каждая хозяйственная операция в течение 4 лет с момента ее совершения должна быть подтверждена документально. Если в ходе проверки контролирующими органы выявляется нехватка первичного документа, расходы по которому принимались для уменьшения базы, то сделка признается недействительной со всеми вытекающими последствиями.

  • Правильная учетная политика.

    Совместно с выбранной системой налогообложения, это еще один фундаментальный вопрос. Налоговая оптимизация с помощью правильной учетной политики позволяет сэкономить существенные средства. В бухгалтерии есть очень много нюансов и способов определения базы, распределения доходов и расходов, расчета налогов организации, учета основных средств, создания резервов. Здесь нужно учитывать специфику бизнеса, пробовать разные законные методы уменьшения налоговой базы. Подробнее об учетной политике организации расскажут наши специалисты.

  • Изучайте риски при проведении плановых проверок.

    Даты проверок со стороны налоговой службы и других контролирующих органов могут быть известны заранее. Существует стандартный перечень документов, которые проверяются в первую очередь, поэтому стоит предупредить и исправить основные недочеты. В большинстве случаев контролирующие органы все равно находят ошибки, и дело заканчивается доначислением налогов. Только в этом случае приходится сталкиваться не только с налогом, но еще и со штрафами. Профессиональный аудит можно рассматривать одним из способов налоговой оптимизации.

  • Сроки подачи отчетов, деклараций и других документов.

    Если Вы скажете о том, что это очевидное требования к бухгалтерии, которое не позволяет сэкономить на налогах, то будете правы лишь отчасти. Соблюдение сроков позволяет избежать ареста счета, пени, штрафа и других мер воздействия со стороны проверяющих инстанций.

Минимизация налогов, правильное определение объекта налогообложения – важные составляющие этапы оптимизации. Доверять такую работу можно только профессионалам своего дела, т.к. необходимы глубокие знания сразу во многих областях. В нашей команде работают опытные и компетентные бухгалтера, экономисты, аудиторы и юристы. Консультанты быстро смогут продумать и просчитать методы уменьшения налоговой базы.